Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования в детском саду
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития.
Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решения следующих задач:
- создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
- физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
- социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
- познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;
- усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
- развитие речи как средства познания;
- художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы.
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
- диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе;—планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
- организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;
- организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.; социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.);
- создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);
- мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
- повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
- положительную динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения;
- создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
- повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,а также оказания им при этом необходимой помощи"
Приказ департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 №1654/1" Об утверждении Порядка исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации ИПРА ребенка-инвалида"
Приказ управления образования от 21.12.2016 №563 " По реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
ФЗ от 01.12.2014 №419 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов
Паспорт доступности объекта и предоставляемых услуг доу 138