Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду

Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования в детском саду 

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития. 

Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников. 

Реализация цели требует решения следующих задач: 

  • создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
  • формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка. 

Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС: 

  • физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
  • социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
  • познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; 
  • усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
  • развитие речи как средства познания;
  • художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции. 

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы. 

В организации образовательной деятельности мы учитываем: 

  • диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе;—планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
  • организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стиму­лирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;
  • организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.; социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.);
  • создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);
  • мониторинг образовательного процесса.

 Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты: 

  • повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
  • положительную динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения;
  • создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
  • повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
  • разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ. 

 

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,а также оказания им при этом необходимой помощи" 

Приказ департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 №1654/1" Об утверждении Порядка исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации ИПРА ребенка-инвалида" 

Приказ управления образования от 21.12.2016 №563 " По реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида" 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

ФЗ от 01.12.2014 №419 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов 

Паспорт доступности  объекта и предоставляемых услуг доу 138

Информационные ресурсы

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?